Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Погашение задолженности может быть произведено не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2022 № 39 «О судебной практике по уголовным делам о неуплате средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» погашение задолженности может быть произведено не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами.

Обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего преступление, погасить задолженность в будущем не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности.

Покупка продуктов, дарение вещей, оплата расходов, если такие действия не носили постоянного характера и не свидетельствовали о нахождении ребенка или нетрудоспособных родителей на иждивении у лица, обязанного уплачивать алименты, не освобождают его от обязанности уплачивать алименты в полном объеме.

Уголовная ответственность по статье 157 УК РФ наступает только в тех случаях, когда лицо имело реальную возможность выплачивать алименты, но умышленно уклонялось от исполнения возложенной на него обязанности, в том числе производило платежи в размере менее установленного судебным актом или нотариально удостоверенным соглашением, например, нерегулярные или незначительные платежи. Если же невыполнение им алиментных обязательств было связано с наличием причин, которые признаны судом уважительными, то данные деяния не образуют состава преступления, предусмотренного статьей 157 УК РФ.

При назначении наказания лицу, признанному виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 157 УК РФ, суду, исходя из общих начал назначения наказания, необходимо избирать в каждом конкретном случае такие вид и размер наказания, которые не только являлись бы соразмерными содеянному, но и не препятствовали бы выполнению осужденным обязанности по уплате средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей.

Помощник прокурора Аксайского района                                

юрист 3 класса                                                                                           Э.В. Гайдук

Отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью

Наряду с институтами ограничения и лишения родительских прав, осуществляемых исключительно в судебном порядке, семейное законодательство России содержит также оперативный внесудебный способ защиты прав детей при очевидной угрозе их жизни или здоровью при виновном неисполнении либо невозможности исполнения по объективным причинам родителями своих обязанностей или злоупотреблении ими правами - отобрание ребенка из семьи.

В соответствии с пунктом статьи 77 Семейного Кодекса Российской Федерации при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая может явиться основанием для вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главой муниципального образования акта о немедленном отобрании ребенка и изъятии его из семьи, следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра).

Верховный суд Российской Федерации разъяснил, что тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей на основании статьи 77 Семейного Кодекса Российской Федерации, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей, заботятся о них, создают необходимые условия для развития детей в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи (п. 33 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14.11.2017 № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав»).

Характер и степень опасности должен определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств.

Также Верховный суд Российской Федерации акцентировал внимание правоприменителей, что предусмотренная статьей 77 Семейного Кодекса Российской Федерации мера по защите прав ребенка носит чрезвычайный характер, применение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств.

Поскольку немедленное отобрание ребенка на основании статьи 77 Семейного Кодекса Российской Федерации допускается не только у родителей, но и у других лиц, на попечении которых ребенок находится на законных 4 основаниях (у усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей), в случае несогласия с актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования об отобрании ребенка эти лица также вправе обратиться в суд с иском о признании недействительным акта об отобрании ребенка и о возврате ребенка в семью.

В случае удовлетворения иска о признании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования об отобрании ребенка недействительным и о возврате ребенка в семью, с учетом конкретных обстоятельств дела суд на основании части 1 статьи 212 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации может по просьбе истца обратить решение суда к немедленному исполнению.

Помощник прокурора Аксайского района                                

юрист 3 класса                                                                                          Э.В. Гайдук

Ответственность за неисполнение государственного оборонного заказа

Государственный оборонный заказ (далее – ГОЗ) – это поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Деятельность в сфере государственных оборонных заказов регулируется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Целевое использование средств, выделяемых на выполнение ГОЗ, обеспечивается банковским сопровождением, постоянным государственным надзором и контролем.

Главы 23 и 30 УК РФ содержат ст. 201.1 «Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа» и ст.285.4 «Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа».

Данные виды составов относятся к преступлениям коррупционной направленности и предусматривают максимальное наказание в виде штрафа до 3 миллионов рублей либо лишение свободы на срок до 10 лет.

Уголовной ответственности по ч.1 ст. 201.2 УК РФ может быть подвергнуто допустившее нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, лицо, подвергнутое административному наказанию за деяние, предусмотренное частью 1 или 2.1 статьи 14.55. КоАП РФ.

Санкция за данное деяние предусматривает штраф в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Также ст. 201.3 УК РФ предусматривает ответственность за отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию за деяние, предусмотренное частью 1 или 2 статьи 7.29.2 КоАП РФ, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, если заключение таких государственного контракта либо договора является обязательным в соответствии с федеральным законом, в виде штрафа в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 285.5 УК РФ предусматривает санкции за нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа.

За указанные противоправные деяния предусмотрено максимальное наказание в виде штрафа до 3 миллионов рублей либо лишение свободы на срок до 10 лет.

Важно отметить, что согласно примечаниям к статьям 201.2 и 285.5 УК РФ лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью первой настоящих статей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно устранило нарушение условий контракта по ГОЗ либо условий договора, заключенного в целях выполнения ГОЗ.

Помощник прокурора Аксайского района                                

юрист 3 класса                                                                                           Э.В. Гайдук

Ответственность за неисполнение государственного оборонного заказа

Государственный оборонный заказ (далее – ГОЗ) – это поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Деятельность в сфере государственных оборонных заказов регулируется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Целевое использование средств, выделяемых на выполнение ГОЗ, обеспечивается банковским сопровождением, постоянным государственным надзором и контролем.

Главы 23 и 30 УК РФ содержат ст. 201.1 «Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа» и ст.285.4 «Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа».

Данные виды составов относятся к преступлениям коррупционной направленности и предусматривают максимальное наказание в виде штрафа до 3 миллионов рублей либо лишение свободы на срок до 10 лет.

Уголовной ответственности по ч.1 ст. 201.2 УК РФ может быть подвергнуто допустившее нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, лицо, подвергнутое административному наказанию за деяние, предусмотренное частью 1 или 2.1 статьи 14.55. КоАП РФ.

Санкция за данное деяние предусматривает штраф в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Также ст. 201.3 УК РФ предусматривает ответственность за отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию за деяние, предусмотренное частью 1 или 2 статьи 7.29.2 КоАП РФ, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, если заключение таких государственного контракта либо договора является обязательным в соответствии с федеральным законом, в виде штрафа в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 285.5 УК РФ предусматривает санкции за нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа.

За указанные противоправные деяния предусмотрено максимальное наказание в виде штрафа до 3 миллионов рублей либо лишение свободы на срок до 10 лет.

Важно отметить, что согласно примечаниям к статьям 201.2 и 285.5 УК РФ лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью первой настоящих статей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно устранило нарушение условий контракта по ГОЗ либо условий договора, заключенного в целях выполнения ГОЗ.

Помощник прокурора Аксайского района                                

юрист 3 класса                                                                                           Э.В. Гайдук

Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять о склонении их к совершению коррупционных правонарушений

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Данная обязанность возложена на государственных и муниципальных служащих во всех случаях, за исключением ситуации, когда по данному факту уже проведена или проводится проверка.

Невыполнение государственным или муниципальным служащим данной обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Помощник прокурора Аксайского района                                

юрист 3 класса                                                                                           Э.В. Гайдук