Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению муниципального земельного контроля на территории Рассветовского сельского поселения за 2023 год

 

1. Общие положения

 

Настоящий Доклад подготовлен во исполнение пункта 3 статьи 47 Федерального закона от 01.07.2021 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», с целью профилактики нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, на территории МО «Рассветовское сельское поселение» в сфере муниципального земельного контроля.

 

Основная цель проведения контрольно-надзорных мероприятий - предупреждение нарушений юридическими лицами, физическими и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований.

 

Предметом муниципального контроля является:

 

соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее – контролируемые лица) обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность (далее – обязательные требования);

 

исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий.

 

Объектами муниципального контроля (далее – объект контроля) являются:

 

деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в сфере землепользования, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

 

результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;

 

объекты земельных отношений, расположенные в границах Рассветовского сельского поселения.

 

Муниципальный контроль осуществляется администрацией Рассветовского сельского поселения (далее – Контрольный орган). Непосредственное осуществление муниципального контроля возлагается на отдел земельных, имущественных и архитектурно- градостроительных отношений Администрации Рассветовского сельского поселения (далее – отдел ЗИиАГО)

 

Руководство деятельностью по осуществлению муниципального контроля осуществляет глава Администрации Рассветовского сельского поселения.

 

Муниципальный земельный контроль на территории МО «Рассветовское сельское поселение» осуществлялся должностными лицами в соответствии с:

 

- Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993;

 

- Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ "Земельный кодекс Российской Федерации";

 

- Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ "Гражданский кодекс Российской Федерации";

 

- Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";

 

- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

 

- Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";

 

- Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ,

 

- Федеральным законом "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.07.2017 N 217-ФЗ

 

- Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 № 2019 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

 

- Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

 

- Областным Законом Ростовской области от 22.07.2003 № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области»;

 

- Постановлением Правительства РО от 20.09.2012 № 905 «Об утверждении Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области»

 

2. Анализ наиболее часто выявляемых нарушений

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022г. №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» установлены особенности проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении муниципального контроля, введены ограничения по проведению контрольных (надзорных) мероприятий (далее – КНМ) со взаимодействием.

 

С марта 2022 года не проводятся плановые и внеплановые КНМ со взаимодействием с контролируемым лицом за исключением объектов с категорией высокого и чрезвычайно высокого риска.

 

Основными мероприятиями при проведении муниципального земельного контроля в 2023 году стали профилактические мероприятия (консультирование, информирование, профилактический визит, объявление предостережения), а также мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами (выездное обследование, наблюдение за соблюдением обязательных требований).

 

В целях предупреждения нарушений обязательных требований законодательства контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к несоблюдению данных требований, а также осведомленности о требованиях законодательства, администрация МО «Рассветовское сельское поселение» на постоянной основе проводит профилактические мероприятия.

 

В 2023 году проведено мероприятий:

 

1. Количество проведенных профилактических мероприятий – всего 32

 

информирование- 17

 

объявление предостережения - 10

 

консультирование – 5

 

2. Количество контрольно-надзорных мероприятий – всего 0

 

При проведении профилактических мероприятий, наиболее часто встречающиеся нарушения:

 

– самовольное занятие земельного участка;

 

- использование земельного участка не по целевому назначению;

 

- использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

 

3. Разъяснения действующего земельного законодательства с целью недопущения нарушений

 

Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

 

Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных законодательством прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

 

К таким характеристикам относятся границы земельного участка, координаты поворотных точек земельного участка, площадь и т.п. Владелец земельного участка обязан использовать его в границах своей территории и с учетом координат поворотных точек.

 

Нарушение в виде самовольного занятия земельного участка может быть допущено в результате строительства или проведения иных работ (благоустройство территории, ограждение территории), также земельный участок может быть приобретен с уже имеющимися постройками, которые находятся за границами участка. Права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ. Отсутствие документов на земельный участок или часть земельного участка, используемого участником земельных отношений, является подтверждающим фактом о наличии признаков использования такого земельного участка без прав, что также является правонарушением, предусмотренным ст. 7.1 КоАП РФ.

 

Обращаем внимание, что ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ наступает как за активные действия, направленные на занятие земельного участка, так и в результате использования уже занятой территории без предусмотренных законодательством прав. Что необходимо сделать, чтобы не допустить данное нарушение: - проверьте, имеются ли у Вас документы, подтверждающие право владения или пользования земельным участком; - проверьте, зарегистрированы ли на него в установленном порядке права; - земельный участок следует использовать в границах, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости. Данную информацию можно проверить на публичной кадастровой карте на официальном портале Росреестра РФ - https://pkk.rosreestr.ru/. (Выявить несоответствие в части использования земельного участка за пределами установленных границ, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, возможно путем изучения (анализа, верификации) находящихся на руках землеустроительных дел и межевых планов. Другим способом подтверждения соответствия фактических границ документально закрепленным, является вынос границ земельного участка путем проведения соответствующих кадастровых работ). - убедитесь в том, что используемая и огороженная площадь участка соответствует площади, указанной в ваших документах на землю; - проверьте, что постройки, ограждения, ограничивающие доступ на территорию, находятся в границах земельного участка; - проверьте, что используемое имущество (материальные ценности: дрова, стройматериалы и пр.) размещены Вами в границах вашего земельного участка, а не на свободной территории, относящейся к землям общего пользования (улицы, дороги и т.п.), а также не на участке соседей.

 

Вышеперечисленные действия позволят избежать спорных ситуаций с правообладателями смежных земельных участков, а также Вами не будут нарушены требования земельного законодательства Российской Федерации.

 

Частью 1 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

 

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарногигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

 

В соответствии с п. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

 

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно – делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

 

Кроме того, необходимо знать, что в соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

 

Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Вместе с тем, изменение функционального назначения зданий, расположенных на земельном участке, в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов влечет изменение функционального назначения земельного участка и, как следствие, вида разрешенного использования земельного участка в зависимости от которого изменяется процентная ставка по уплате налоговых платежей, а также налоговая база, поскольку кадастровая стоимость земельного участка, согласно налоговому законодательству и является налоговой базой для исчисления земельного налога. Фактически нецелевое использование земель – это скрытые потери местного бюджета в виде не доначислений платежей за землю, поскольку ставки земельного налога и арендной платы зависят от вида разрешенного использования каждого отдельно взятого земельного участка. Например, субъект предпринимательства на части своего земельного участка, с оформленными правами на нее (право собственности или аренды) с видом разрешенного использования под склад (или под производственную базу) осуществляет торговлю товарами, продуктами, и т.п. В данном случае речь идет как раз о нарушении данным субъектом предпринимательства земельного законодательства в виде использования не по целевому назначению земельного участка, так как земельное законодательство предписывает использовать в соответствии с видом разрешенного использования земельный участок целиком. Указанный вид нарушения встречается и в частном жилом секторе, когда граждане на землях, предоставленных для ИЖС или ЛПХ, открывают магазины, СТО, шиномонтажные мастерские, автомойки, при этом, не изменяя целевого назначения земель, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

 

Что необходимо сделать, чтобы не допустить данное нарушение: - используйте земельный участок в соответствии с целевым назначением; - сведения о целевом назначении земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и в правоустанавливающих документах на земельный участок. Информацию можно получить путем запроса выписки из ЕГРН, а также посмотрев свои правоустанавливающие документы на земельный участок; - выбрать самостоятельно вид разрешенного использования из видов, предусмотренных зонированием территорий, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

 

Вместе с тем, для использования земельного участка с иным целевым назначением необходимо внести изменения в ЕГРН. Только после внесения указанных изменений можно говорить о законности использования земельного участка с иным целевым назначением. Данные действия позволят избежать нарушения земельного законодательства, и Вы не будете привлечены к административной ответственности в виде весьма значительных штрафных санкций. Заблаговременно примите все меры, направленные на самостоятельное выявление и устранение нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации.

 

4. Рекомендации по соблюдению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

 

Проанализировав наиболее часто совершаемые правонарушения на территории муниципального образования «Рассветовское сельское поселение», администрация Рассветовского сельского поселения рекомендует нижеследующее:

 

1) лицам, заинтересованным в устранении нарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка, необходимо обратиться в отдел земельных, имущественных и архитектурно-градостроительных отношений администрации муниципального образования «Рассветовское сельское поселение» для оформления самовольно занятых земельных участков, либо привести данные земельные участки в ранее установленные границы в соответствии с земельным законодательством;

 

2) лицам, заинтересованным в устранении нарушения, выразившегося в использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, необходимо обратиться в отдел земельных, имущественных и архитектурно-градостроительных отношений администрации муниципального образования «Рассветовское сельское поселение» для оформления прав на земельные участки в соответствии с земельным законодательством;

 

3) лицам, заинтересованным в устранении нарушения, выразившегося в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель (или) разрешенным использованием, необходимо использовать земельный участок в соответствии с установленным видом разрешенного использования, либо привести вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с его фактическим использованием (при наличии возможности в рамках действующих градостроительных норм).

 

За нарушения требований, установленных земельным законодательством граждане, индивидуальные предприниматели, организации всех форм собственности, организационно - правовых форм и их должностные лица несут административную, гражданско-правовую ответственность на основании и в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

 

5. Заключительные положения

 

В рамках обобщения и анализа правоприменительной практики по осуществлению муниципального контроля отделом по муниципальному контролю администрации муниципального образования «Рассветовское сельское поселение» были рассмотрены наиболее часто совершаемые правонарушения законодательства.

 

Рекомендации по соблюдению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, на территории муниципального образования «Рассветовское сельское поселение», позволяет обеспечить уменьшение количества выявляемых нарушений и недопущение их впредь.