Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Раздельный сбор ТБО — шаг к экологической безопасности Государства

znak vosklПо данным, представленным в государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году», количество твердых бытовых отходов (далее — ТБО) в 2011 г. составило 52,9 млн т. Средний показатель образования ТБО на душу населения — 0,4 т/чел.

Организовано 14 684 новых санкционированных места размещения отходов общей площадью 4 070,158 тыс. га. По сведениям Росприроднадзора, выявлена 23 041 несанкционированная свалка ТБО, из них ликвидировано 14 155. 57 % свалок ТБО расположены на землях населенных пунктов, 16 % — на землях сельскохозяйственного назначения, 15 % — в водоохранных зонах, 8 % — на землях лесного фонда. Хотя официальные данные пока не опубликованы, можно не сомневаться, что ситуация с образованием ТБО в 2012 г. мало чем отличается от ситуации 2011 г. И пока на всех уровнях власти решается вопрос о том, что необходимо делать с постоянно растущими объемами ТБО, наши города все глубже «погружаются» в море образующихся отходов. Мусорные свалки постоянно появляются практически в каждом дворе города.

20150827 01

На рис. 1 можно увидеть типичную мусорную свалку в городском дворе. Если не пытаться ее ликвидировать, мусор в скором времени может попасть из подворотен на улицы города, как это случилось несколько лет назад в Неаполе. Живописный город превратился в зловонную помойку от разлагающегося на улицах города мусора. Власти оказались бессильны, и только помощь Европейского союза позволила освободить город от мусора. Часть его была вывезена в Германию. Однако такой подход не решает проблемы утилизации отходов ни в Италии, ни вообще в мире. Мусорный кризис в Неаполе ярко продемонстрировал жителям планеты, как может выглядеть экологическая катастрофа, уже наступившая в отдельном регионе. Вывод напрашивается сам: медлить нельзя — в вопросе создания эффективной системы управления отходами время работает против нас.

Вот уже несколько лет в России на различных уровнях власти рассматриваются возможные пути сокращения объемов отходов, поступающих на захоронение на полигоны, и минимизации их воздействия на окружающую среду. Один из главных вопросов, на который чиновники пытаются найти ответ: строить мусоросжигательные заводы или вводить селективный сбор ТБО? Эксперты разделились на два лагеря.

Сложившаяся ситуация напоминает детскую сказку о лилипутах, которые решали, с какой стороны разбивать яйцо — с острой или с тупой. Ответ лежит на поверхности.

Существует мировой многолетний опыт по обращению с отходами. Все европейские страны (в т.ч. страны бывшего СССР), США, Япония и многие другие давно уже ввели систему раздельного сбора мусора в общую систему обращения с отходами. Их опыт показал, что для того, чтобы система по обращению с отходами была эффективна, ее составными элементами должны быть раздельный сбор мусора и его переработка на вторичное сырье.

Распространенные сегодня разговоры о том, что европейские страны отказываются от такой схемы управления отходами, — это, мягко говоря, искажение фактов, причем хорошо, если не умышленное! В таблице представлены результаты анализа данных о соотношении количества муниципальных ТБО, направляемых на использование в качестве вторичных материальных ресурсов (биотермическую переработку и рециклинг), к количеству муниципальных ТБО, направляемых на сжигание в различных европейских странах[3]. Для удобства анализа данные приведены к безразмерной величине отношения масс отходов, направленных на переработку и сжигание, т.е. 1 означает, что эти массы равны; число больше 1 — что масса отходов, направленных на переработку, больше, чем масса отходов, направленных на сжигание.

Как видим, за 12 лет ни одна страна не отказалась от переработки отходов. Количество отходов, направляемых на переработку, практически не снизилось, а в некоторых странах (отмечено зеленым цветом) с 1999 г. это количество даже увеличилось (показатель около 1 и выше). Снижение показателя наблюдается в странах с высокоразвитыми технологиями сбора и переработки отходов. Это можно объяснить тем, что при интенсивном развитии экономики страны возрастают объемы отходов производства и потребления, а производственные мощности по переработке отходов и технологии обновляются медленнее. При совершенствовании и внедрении новых технологий кривая показателя переработки отходов, пройдя минимум, опять начнет расти. Хотя понятно, что этот процесс не бесконечен, но пока и не исчерпан.

Следует отметить, что данный показатель в России не работает, потому что наиболее распространенным остается способ ликвидации отходов путем их захоронения на полигонах. Как было указано ранее, только за 2011 г. под новые полигоны и несанкционированные свалки было занято более 4 млн га земли.

Морфологический состав ТБО в России представлен на рис. 2.

20150827 02

Таким образом, на полигонах ежегодно складируются 17,5 млн т макулатуры, 2 млн т черных и цветных металлов, 2 млн т полимерных материалов, 20,5 млн т пищевых отходов, 4 млн т стекла и прочих полезных материалов (текстиль и др.) — 4,5 млн т. По нашему мнению, комментарии здесь излишни, т.к. цифры говорят сами за себя.

В настоящее время в Российской Федерации действуют менее 300 предприятий по сортировке и утилизации ТБО, а уровень переработки ТБО не превышает 5–7 %. Во многих странах Европы этот показатель составляет более 60 %, и это не предел.

Например, в Египте система сбора отходов является архаичной, тем не менее она признается одной из самых эффективных в мире: заббалины (сборщики мусора) отсортировывают для последующей переработки до 85 % собранного мусора! При таком подходе, кроме экономии и возврата в сферу производства природных и энергетических ресурсов в виде вторсырья, почти в 8 раз сокращается количество неперерабатываемых отходов, которые можно либо захоранивать, либо сжигать для получения дополнительных энергетических ресурсов. В этом случае ущерб окружающей среде от сжигания мусора будет минимальным, т.к. сжигаться будут обезвреженные отходы, не содержащие ни тяжелых металлов, ни пластиков, ни других токсичных материалов. Кроме того, и мусоросжигательных заводов для сжигания такого количества отходов понадобится в 8 раз меньше, а это огромная экономия для государства! Для того чтобы это понять, достаточно провести предварительную оценку экологических эффектов и экономических выгод от прекращения практики захоронения отходов без сортировки.

Тем, кто желает получить более полную информацию по данному вопросу, рекомендуем обратиться к работам представителей Greenpeaсe России (И. Бабанин и др.), которые вот уже не первый год самоотверженно «сражаются» с бюрократическим аппаратом управленческих органов, отстаивая реализацию проектов эффективных систем обращения с отходами вместо проектов строительства мусоросжигательных заводов. В их работах предлагаются к рассмотрению аналитические материалы об опыте зарубежных стран и обоснования эколого-экономической эффективности реализации проектов с использованием европейского опыта в нашей стране. Все расчеты, представленные в данных работах, выполнены на высоком уровне, со знанием проблемы, и нет причин не доверять этим данным.

Итак, обратимся еще раз к зарубежному опыту организации раздельного сбора мусора. В системах раздельного сбора ТБО разных стран есть общие обязательные элементы, которые делают эти системы эффективными.

20150827 03

20150827 04

20150827 05

20150827 06