Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

О телефонных мошенничествах

Мобильные телефоны стали для каждого неотъемлемой частью жизни: к ним привязаны электронная почта, учетные записи банков и другие конфиденциальные данные, что делает их одной из главных мишеней злоумышленников. Зная только номер телефона, мошенникам часто удается убедить самостоятельно рассказать конфиденциальную информацию.

Телефонное мошенничество – одно из самый массовых преступных действий, при этом расследование телефонного мошенничества значительно осложняется тем, что преступник может действовать на расстоянии, находясь в другом городе, а иногда и даже в другой стране.

Действия телефонных мошенников квалифицируются по ст. 159 УК РФ как мошенничество, т.е. умышленные действия, направленные на хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. При этом согласно ст. 158 УК РФ, под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

Самые распространенные и известные на сегодняшний день виды телефонного мошенничества.

  1. Самый известный способ обмана граждан и присвоения довольно крупных сумм – это просьбы о помощи от родственников или близких друзей;
  2. Звонок на платные номера. Способ телефонного мошенничества, когда жертва пытается дозвониться на платный номер телефона. А именно, человеку звонят с неизвестного номера телефона, но звонок обрывается и у жертвы, пытаясь перезвонить по данному номеру телефона, списываются денежные средства на счет мошенника.
  3. Розыгрыши, лотереи. Не менее часто гражданам поступают звонки о выигрышах в розыгрышах и лотереях. Розыгрыш приза от мобильного оператора, банка и т.д. – за все предлагается «всего лишь» внести небольшую денежную сумму на счет, указанный в сообщении;
  4. Проблемы с банковской картой. Мошенники представляются сотрудниками банка, говорят, что карта заблокирована, что происходят списания или имеется задолженность по кредиту. После чего предлагают жертве назвать номер карты, пароль от «Личного кабинета» интернет- версии банка и прочую информацию, которая является конфиденциальной.

Действия, которые необходимо предпринять, став жертвой телефонного мошенничества

Если гражданин предполагает, что стал жертвой телефонного мошенничества, ему необходимо обращаться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением. В заявлении следует максимально подробно рассказать о всех обстоятельствах события. Кроме этого, следует сообщить о факте телефонного мошенничества в абонентскую службу мобильного оператора, который обслуживает номер преступника. Если гражданин, к примеру, совершил перевод денежной суммы по мобильной сети, то принятие оператором экстренных мер может позволить заблокировать перевод и вернуть деньги

Расследование телефонного мошенничества

При расследовании телефонного мошенничества важно определить время и место его совершения.

На основании ч. 1 ст. 152 УПК РФ по общему правилу предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Поскольку обман жертвы осуществляется злоумышленником в процессе телефонного общения между ними, то согласно ч. 1 ст. 152 УПК РФ, местом совершения правонарушения признается то место, в котором злоумышленник находится во время звонка.

Однако местом окончания мошенничества, согласно ч. 2 ст. 152 УПК РФ, является то место, из которого жертва телефонного мошенничества перечислила денежные средства, т.к. ущерб для нее наступил именно в этом месте.

Согласно ч. 3 ст. 152 УПК РФ, если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

Помощник прокурора Аксайского района А.А. Семененко