Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Погашение задолженности может быть произведено не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2022 № 39 «О судебной практике по уголовным делам о неуплате средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» погашение задолженности может быть произведено не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами.

Обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего преступление, погасить задолженность в будущем не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности.

Покупка продуктов, дарение вещей, оплата расходов, если такие действия не носили постоянного характера и не свидетельствовали о нахождении ребенка или нетрудоспособных родителей на иждивении у лица, обязанного уплачивать алименты, не освобождают его от обязанности уплачивать алименты в полном объеме.

Уголовная ответственность по статье 157 УК РФ наступает только в тех случаях, когда лицо имело реальную возможность выплачивать алименты, но умышленно уклонялось от исполнения возложенной на него обязанности, в том числе производило платежи в размере менее установленного судебным актом или нотариально удостоверенным соглашением, например, нерегулярные или незначительные платежи. Если же невыполнение им алиментных обязательств было связано с наличием причин, которые признаны судом уважительными, то данные деяния не образуют состава преступления, предусмотренного статьей 157 УК РФ.

При назначении наказания лицу, признанному виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 157 УК РФ, суду, исходя из общих начал назначения наказания, необходимо избирать в каждом конкретном случае такие вид и размер наказания, которые не только являлись бы соразмерными содеянному, но и не препятствовали бы выполнению осужденным обязанности по уплате средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей.

Помощник прокурора Аксайского района                                

юрист 3 класса                                                                                           Э.В. Гайдук

Отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью

Наряду с институтами ограничения и лишения родительских прав, осуществляемых исключительно в судебном порядке, семейное законодательство России содержит также оперативный внесудебный способ защиты прав детей при очевидной угрозе их жизни или здоровью при виновном неисполнении либо невозможности исполнения по объективным причинам родителями своих обязанностей или злоупотреблении ими правами - отобрание ребенка из семьи.

В соответствии с пунктом статьи 77 Семейного Кодекса Российской Федерации при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая может явиться основанием для вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главой муниципального образования акта о немедленном отобрании ребенка и изъятии его из семьи, следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра).

Верховный суд Российской Федерации разъяснил, что тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей на основании статьи 77 Семейного Кодекса Российской Федерации, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей, заботятся о них, создают необходимые условия для развития детей в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи (п. 33 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14.11.2017 № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав»).

Характер и степень опасности должен определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств.

Также Верховный суд Российской Федерации акцентировал внимание правоприменителей, что предусмотренная статьей 77 Семейного Кодекса Российской Федерации мера по защите прав ребенка носит чрезвычайный характер, применение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств.

Поскольку немедленное отобрание ребенка на основании статьи 77 Семейного Кодекса Российской Федерации допускается не только у родителей, но и у других лиц, на попечении которых ребенок находится на законных 4 основаниях (у усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей), в случае несогласия с актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования об отобрании ребенка эти лица также вправе обратиться в суд с иском о признании недействительным акта об отобрании ребенка и о возврате ребенка в семью.

В случае удовлетворения иска о признании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования об отобрании ребенка недействительным и о возврате ребенка в семью, с учетом конкретных обстоятельств дела суд на основании части 1 статьи 212 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации может по просьбе истца обратить решение суда к немедленному исполнению.

Помощник прокурора Аксайского района                                

юрист 3 класса                                                                                          Э.В. Гайдук

Ответственность за неисполнение государственного оборонного заказа

Государственный оборонный заказ (далее – ГОЗ) – это поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Деятельность в сфере государственных оборонных заказов регулируется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Целевое использование средств, выделяемых на выполнение ГОЗ, обеспечивается банковским сопровождением, постоянным государственным надзором и контролем.

Главы 23 и 30 УК РФ содержат ст. 201.1 «Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа» и ст.285.4 «Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа».

Данные виды составов относятся к преступлениям коррупционной направленности и предусматривают максимальное наказание в виде штрафа до 3 миллионов рублей либо лишение свободы на срок до 10 лет.

Уголовной ответственности по ч.1 ст. 201.2 УК РФ может быть подвергнуто допустившее нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, лицо, подвергнутое административному наказанию за деяние, предусмотренное частью 1 или 2.1 статьи 14.55. КоАП РФ.

Санкция за данное деяние предусматривает штраф в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Также ст. 201.3 УК РФ предусматривает ответственность за отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию за деяние, предусмотренное частью 1 или 2 статьи 7.29.2 КоАП РФ, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, если заключение таких государственного контракта либо договора является обязательным в соответствии с федеральным законом, в виде штрафа в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 285.5 УК РФ предусматривает санкции за нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа.

За указанные противоправные деяния предусмотрено максимальное наказание в виде штрафа до 3 миллионов рублей либо лишение свободы на срок до 10 лет.

Важно отметить, что согласно примечаниям к статьям 201.2 и 285.5 УК РФ лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью первой настоящих статей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно устранило нарушение условий контракта по ГОЗ либо условий договора, заключенного в целях выполнения ГОЗ.

Помощник прокурора Аксайского района                                

юрист 3 класса                                                                                           Э.В. Гайдук

Ответственность за неисполнение государственного оборонного заказа

Государственный оборонный заказ (далее – ГОЗ) – это поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Деятельность в сфере государственных оборонных заказов регулируется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Целевое использование средств, выделяемых на выполнение ГОЗ, обеспечивается банковским сопровождением, постоянным государственным надзором и контролем.

Главы 23 и 30 УК РФ содержат ст. 201.1 «Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа» и ст.285.4 «Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа».

Данные виды составов относятся к преступлениям коррупционной направленности и предусматривают максимальное наказание в виде штрафа до 3 миллионов рублей либо лишение свободы на срок до 10 лет.

Уголовной ответственности по ч.1 ст. 201.2 УК РФ может быть подвергнуто допустившее нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, лицо, подвергнутое административному наказанию за деяние, предусмотренное частью 1 или 2.1 статьи 14.55. КоАП РФ.

Санкция за данное деяние предусматривает штраф в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Также ст. 201.3 УК РФ предусматривает ответственность за отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию за деяние, предусмотренное частью 1 или 2 статьи 7.29.2 КоАП РФ, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, если заключение таких государственного контракта либо договора является обязательным в соответствии с федеральным законом, в виде штрафа в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 285.5 УК РФ предусматривает санкции за нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа.

За указанные противоправные деяния предусмотрено максимальное наказание в виде штрафа до 3 миллионов рублей либо лишение свободы на срок до 10 лет.

Важно отметить, что согласно примечаниям к статьям 201.2 и 285.5 УК РФ лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью первой настоящих статей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно устранило нарушение условий контракта по ГОЗ либо условий договора, заключенного в целях выполнения ГОЗ.

Помощник прокурора Аксайского района                                

юрист 3 класса                                                                                           Э.В. Гайдук

Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять о склонении их к совершению коррупционных правонарушений

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Данная обязанность возложена на государственных и муниципальных служащих во всех случаях, за исключением ситуации, когда по данному факту уже проведена или проводится проверка.

Невыполнение государственным или муниципальным служащим данной обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Помощник прокурора Аксайского района                                

юрист 3 класса                                                                                           Э.В. Гайдук

Об оказании государственной социальной помощи семьям граждан, призванных на военную службу по мобилизации

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2022 №1933 «Об особенностях предоставления некоторых мер социальной поддержки, а также оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта семьям граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации» доходы граждан, призванных по мобилизации на военную службу, включая суммы единовременных выплат таким гражданам, не будут учитываться при оценке нуждаемости их семей для оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, а также для получения следующих мер социальной поддержки:

- ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;

- ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет;

- ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;

- ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или второго ребенка, установленной Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Решение об отказе в назначении ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в связи с отсутствием в расчетном периоде у трудоспособных членов семьи заявителя доходов, полученных в денежной форме, не принимается в случае, если такие члены семьи были призваны на военную службу по мобилизации.

При принятии решения о предоставлении мер социальной поддержки, а также при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с учетом вышеизложенных положений постановления Правительства Российской Федерации их назначение осуществляется на 6 месяцев.

Подтверждающие факт мобилизации документы представляются в уполномоченный орган заявителем самостоятельно.

Помощник прокурора Аксайского района                                

юрист 3 класса                                                                                          Э.В. Гайдук

Об ограничениях, налагаемых на бывшего государственного (муниципального) служащего при приеме на работу

Согласно статье 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон), установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной и муниципальной службы, при заключении им трудового либо гражданско-правового договора.

Так, гражданин, замещавший должность государственной и муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного и муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов.

Указанная комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, а также проинформировать гражданина о принятом решении (ч.ч. 1, 1.1 ст. 12 Закона).

Кроме того, гражданин, замещавший должности государственной и муниципальной службы, включенные в указанный Перечень, в течение двух лет после увольнения обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных выше, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Неисполнение гражданином указанной антикоррупционной обязанности влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (ч.ч. 2, 3 ст. 12 Закона).

Следует отметить, что и работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в указанных случаях, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после его увольнения со службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) служащего по последнему месту его службы (ч. 4 ст. 12 Закона).

Неисполнение работодателем указанной антикоррупционной обязанности является правонарушением и влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также влечет наказание в виде штрафа в размере до 50 тыс. руб. в отношении должностного лица и 500 тыс. руб. в отношении юридического лица.

Помощник прокурора Аксайского района                                

юрист 3 класса                                                                                           Э.В. Гайдук

Об изменениях в правилах признания лица инвалидом

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 588 утверждены Правила признания лица инвалидом (далее – Положение № 588).

С 01.06.2023 вступает в силу пункт 28 Положения № 588, в соответствии с которым медико-социальная экспертиза признания гражданина инвалидом может проводится как при личном присутствии гражданина, в том числе с выездом к гражданину по месту его нахождения, так и дистанционно, с применением информационно-коммуникационных технологий.

Медико-социальная экспертиза дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий проводится посредством использования информационных технологий, обеспечивающих дистанционное взаимодействие между собой специалистов бюро медико-социальной экспертизы, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», с документированием совершаемых ими действий при взаимодействии.

Медико-социальная экспертиза без личного присутствия гражданина проводится путём изучения представленных документов, анализа имеющихся в направлении на медико-социальную экспертизу данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведений о результатах проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий, сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.

При этом, при осуществлении медико-социальной экспертизы без личного присутствия гражданина опрос, осмотр и обследование гражданина специалистами бюро не проводятся.

При проведении медико-социальной экспертизы с личным присутствием гражданина, в том числе дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий, решение объявляется гражданину (его законному или уполномоченному представителю) в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые дают по нему разъяснения.

Помощник прокурора Аксайского района                                

юрист 3 класса                                                                                           Э.В. Гайдук

О продлении срока действия водительских удостоверений

Правительством Российской Федерации внесены изменения в постановление от 12 марта 2022 года № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации».

Так, с 12 апреля 2022 года действие российских национальных водительских удостоверений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года продлены на 3 года.

Нововведение касается водителей, управляющих транспортными средствами в личных целях, а также тех водителей, кто управляет транспортными средствами при осуществлении трудовой или предпринимательской деятельности. Данная мера направлена на снижение административной нагрузки для граждан и представителей бизнеса.

Продление срока действия не требует внесения дополнительных изменений в водительские удостоверения и не подразумевает прекращения предоставления гос. услуги по их выдаче и замене. В каждом случае, когда гражданин обратится с соответствующим заявлением, гос. услуга будет предоставлена в установленном порядке.

Помощник прокурора Аксайского района                                

юрист 3 класса                                                                                          Э.В. Гайдук

О величине пособия по безработице

С 1 января 2023 г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2046 «О размерах минимальной и максимальной величины пособия по безработице на 2023 год».

Так, минимальная величина пособия по безработице составляет 1500 рублей, максимальная – 12792 рубля в первые три месяца периода безработицы, 5000 рублей – в следующие три месяца периода безработицы.

Для лиц предпенсионного возраста минимальная величина пособия по безработице также составляет 1500 рублей, максимальная – 12 792 рубля.

Помощник прокурора Аксайского района                                

юрист 3 класса                                                                                           Э.В. Гайдук